Шиномонтаж

Шиномонтаж. Казалось бы, такое простое сезонное действие. Однако существует немало вопросов, неизменно возникающих каждую весну и осень — в сезон шиномонтажных работ.

Колёса — это скорость и управляемость автомобиля, а главное — безопасность. Колёсные диски и шины — важный элемент конструкции любого автомобиля. Даже важнее, чем кажется. Шины — это сцепление с покрытием любой дороги, и правильный их выбор исходя из условий эксплуатации — важная задача в борьбе за безопасность и комфорт. Согласитесь, довольно нелепо выглядят видео с тестами полноприводных автомобилей на шоссейных шинах, предназначенных скорее для скоростного автобана, нежели для травы, гравия или снега. Сейчас, в осенний сезон смены летних шин на зимние самый популярный вопрос — шипы или нет. Лично я категорический сторонник нешипованных шин. При этом, я, конечно, допускаю существование шипованной резины, но для себя и своих друзей, постоянно проживающих в Европейской части России, я рекомендую использовать нешипованные шины.

Многочисленные тесты заверяют — шипованные шины так же устойчивы на сухом асфальте, как и любые другие шины, а при температуре ниже +7 градусов и вовсе справляются с задачей торможения лучше всех. Действительно, среднесуточная температура ниже +7 градусов Цельсия — это верный знак необходимости замены летних шин на зимние (и наоборот в весенний период, при повышении температуры). Однако, как человек, несколько связанный с этим, я утратил веру в справедливые научные исследования (в большинстве случаев нужно просто найти бенефициара и всё становится понятно, практически у любой статьи существует заказчик), что уж говорить о статьях в популярных коммерческих изданиях. Не верите? Просто попробуйте на шипованных (любых, можно даже самых дорогих) шинах пройти минимальные упражнения на курсе экстремального вождения. Запомните ощущения и попробуйте тоже самое без шипов. Согласитесь, большую часть зимы нас сопровождает именно сухой асфальт. Как быть со льдом и снегопадом? Для себя я давно выработал обязательное правило для зимней дороги: лучшие шины — собственный здравый смысл. Лично для меня важен ещё и акустический комфорт, которого никогда не даст шипованная резина.

Важно помнить, что нешипованные шины бывают разные — для, так называемой, «европейской» зимы и полноценные фрикционные. Я рекомендую исключительно второй вариант. При этом неважно, какие шины выбираете — не экономьте на себе. У любого производителя шин есть флагманские модели и бюджетные линии. Почему купив премиум автомобиль и держа в руках современных смартфон последнего поколения нужно экономить несколько тысяч рублей на комплекте хорошей резины. Да, у шин тоже есть модельный ряд и в рамках определенной модели происходят периодические рестайлинги. Многие говорят, что это просто маркетинг, но тогда зачем менять хороший автомобиль на новый, а отличный 8-й «айфон» на Xs? Всё же есть разница. Важно не забывать и о годе выпуска, ведь срок годности любой шины независимо от износа колеблется в диапазоне от 5 до 10 лет. Для большинства производителей это будет 5-7 лет. Меняйте шины по окончанию срока службы независимо от внешнего состояния резины. Шины стареют не хуже людей, а в профессиональный футбол не играют в 45 лет. Неделя и год выпуска указываются на внешней стороне любой шины, независимо от производителя.

Теперь немного о размерах. Разберём на примере: 225/50/R17 — это шина шириной 225 мм, высота профиля (измеряется в процентах, показывает процент от ширины) 50, что соответствует значению 225 х 0.5 = 112.5 мм, R — радиальное строение корда, 17 — диаметр 17 дюймов. Да-да, никакого «радиуса», 17/18/19/20 и т.д. — это всё диаметр. «R» относится только к строению корда шины. Бывает и не написано ничего, а бывает, например, ZR. Выбирайте правильные размеры, допускаемые к установке на а/м заводом-изготовителем. Неправильный размер вызовет искажение показаний спидометра, а в некоторых случаях и вовсе повреждения других деталей (подкрылки, брызговики и пр.).

При выполнении шиномонтажа механик должен быть внимательным. Большинство шин имеют направление движения, следовательно, правые и левые колеса не подлежат замене друг на друга. У любого автомобиля есть свои параметры для давления в шине, момента затяжки колесного болта или гайки. Необходимо использовать манометр и динамометрический ключ. Некоторые автомобили имеют разноширокие шины и диски — важно установить правильные шины на правильные диски, а затем правильные колёса на свои места. Балансировка должна выполняться на проверенном станке и до значений «ноль» справа и слева. Если при езде Вы почувствуете вибрацию по всему автомобилю (без ускорения или нажатия на тормоз, на скорости) — это верный признак дисбаланса колёс. Кстати, такое нередко случается после мойки. Грязь выбивают только с одной стороны колеса. Массы грязи на нетронутой части достаточно, чтобы стать причиной дисбаланса.

Многие современные автомобили оборудованы системой контроля давления в шинах. Для владельцев автомобилей без этой системы я рекомендую каждый раз перед посадкой в автомобиль визуально осмотреть все шины автомобиля и убедиться в их нормальном состоянии. Из-за шин случается немало аварий, будьте осторожны!